RSS
 

Об организации процессуального контроля в Следственном комитете

01 июн
No comments

Posted by Anatoly51 at 18:45

следствие приказ

Приказ СК России от 09.01.2017 N 2 Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 января 2017 г. N 2

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях организации работы в Следственном комитете Российской Федерации (далее — Следственный комитет) по осуществлению процессуального контроля, руководствуясь частью 4 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; N 30, ст. 4595; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 7, ст. 607; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6961; 2014, N 6, ст. 558; N 23, ст. 2930; N 52, ст. 7542; N 52, ст. 7550; 2015, N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 55; 2017, N 1, ст. 45) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; N 19, ст. 2721; N 31, ст. 4714; 2012, N 4, ст. 471; N 12, ст. 1391; N 21, ст. 2632; N 26, ст. 3497; N 28, ст. 3880; N 48, ст. 6662; 2013, N 49, ст. 6399; 2014, N 15, ст. 1726; N 21, ст. 2683; N 26, ст. 3528; N 30, ст. 4286; N 36, ст. 4834; 2015, N 10, ст. 1510; N 13, ст. 1909; N 21, ст. 3092; 2016, N 1, ст. 211), приказываю:

1. Первому заместителю и заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета, а также заместителям перечисленных руководителей (далее — руководители следственных органов, если не предусмотрено иное) в пределах установленных полномочий:

1.1. Осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.2. Незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации, используя процессуальные полномочия, предусмотренные статьей 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2016, N 52, ст. 7506) (далее — УПК России) и приказом Следственного комитета от 17.10.2014 N 89 «Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 17.11.2014, регистрационный N 34719) с изменениями, внесенными приказами Следственного комитета Российской Федерации от 12.05.2015 N 37 (зарегистрирован Минюстом России 26.05.2015, регистрационный N 37383) и от 27.06.2016 N 52 (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2016, регистрационный N 43503).

1.3. Обеспечивать процессуальный контроль при приеме, регистрации, организации своевременной проверки правомочными должностными лицами следственных органов Следственного комитета каждого сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и принятии по ним решения в соответствии с требованиями УПК России.

1.4. Организовывать своевременный процессуальный контроль по поступившим в следственный орган постановлениям прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства Российской Федерации, обеспечивать их регистрацию и проведение проверки в соответствии со статьями 144, 145 УПК России.

1.5. Обеспечивать изучение всех сообщений и материалов, поступивших для проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК России. При необходимости давать письменные указания об оперативном выполнении проверочных мероприятий, направленных на получение достаточных данных для принятия решения в порядке статьи 145 УПК России.

Обеспечивать своевременное изучение материалов проверки сообщений о преступлении, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а при наличии оснований отменять их. Своевременно отменять незаконные и необоснованные постановления следователей, следователей-криминалистов (далее — следователи). В каждом случае отмены постановления рассматривать вопрос об ответственности не только вынесшего его следователя, но и должностного лица, осуществлявшего процессуальный контроль и допустившего принятие незаконного и необоснованного решения.

1.6. Контролировать направление заявителю и прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения, с разъяснениями заявителю права обжалования данного решения. При возбуждении уголовного дела обеспечивать контроль за незамедлительным направлением копии данного процессуального решения прокурору, а также уведомлением заявителя и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

1.7. В случае проведения прокурором проверки законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела по его запросу обеспечивать своевременное направление прокурору материалов проверки сообщения о преступлении.

Получив постановление прокурора об отмене решения об отказе в возбуждении уголовного дела, данное постановление с указанными материалами незамедлительно направлять следователю для возбуждения уголовного дела либо дополнительной проверки (часть 6 статьи 148 УПК России).

При наличии возражений против отмены прокурором процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела направлять письмо вышестоящему прокурору с постановкой вопроса об отмене решения нижестоящего прокурора.

1.8. Исключить факты принятия необоснованных процессуальных решений по результатам проверки сообщения о преступлении.

Незамедлительно возбуждать уголовное дело при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

1.9. Организовывать изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также незамедлительную отмену незаконного и необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 39 УПК России.

1.10. По запросу прокурора обеспечивать своевременное направление ему для изучения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела.

Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направлять его следователю для дополнительной проверки.

При несогласии с решением прокурора незамедлительно принимать меры к его обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК России (пункт 5 части 2 статьи 38 УПК России).

1.11. При дополнительной проверке сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела контролировать установление срока указанной проверки в соответствии с требованиями части 3 статьи 144 УПК России до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий по ходатайству следователя до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

1.12. С момента возбуждения уголовного дела заводить контрольное производство, к которому приобщать копии процессуальных решений и документов (постановлений о возбуждении или прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о признании потерпевшим, представителем потерпевшего, гражданским истцом, ответчиком, о продлении сроков следствия, обвинительного заключения, планов расследования уголовного дела, письменных указаний и рекомендаций, протоколов оперативных и межведомственных совещаний, а также решений коллегий и иных документов, имеющих значение для осуществления процессуального контроля, в том числе постановлений и требований прокурора, судебных решений).

Контролировать полноту ведения контрольных производств и своевременность направления прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УПК России.

1.13. Обеспечивать незамедлительное получение информации от следователя о производстве следственных действий, проведенных в порядке части 5 статьи 165 УПК России, давать оценку их законности и обоснованности.

1.14. Изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста с учетом правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога.

Требовать от следователей составления мотивированных постановлений о возбуждении ходатайств, указанных в абзаце первом пункта 1.14 настоящего приказа.

Обращать особое внимание на мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в избрании меры пресечения, на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства, перечень которых предусмотрен частью 1 статьи 108 УПК России.

Для выработки единой правовой позиции при реализации прокурором полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 37 УПК России, направлять прокурору копии ходатайств следователей перед судом с необходимыми материалами.

1.15. Принимать меры к оперативному и качественному расследованию уголовных дел в сроки, установленные УПК России. Исключить принятие незаконных процессуальных решений и необоснованное продление сроков предварительного расследования.

Установить систему контроля, исключающую нарушения требований УПК России, регламентирующих порядок продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей, под домашним арестом. Принимать безотлагательные меры к своевременному выявлению и устранению таких нарушений.

Организовать в подразделениях аппаратов следственных органов Следственного комитета, к компетенции которых отнесено осуществление процессуального контроля:

изучение уголовных дел при продлении по ним срока предварительного следствия свыше 3 месяцев с момента возбуждения уголовного дела;

дачу конкретных письменных указаний по таким уголовным делам о проведении следственных действий в срок предварительного следствия, установленный в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 162 УПК России, а также контроль за ходом и результатами их исполнения.

Практиковать заслушивание хода расследования уголовных дел, срок предварительного следствия по которым составляет от 5 месяцев, на оперативных совещаниях при руководителях следственных органов Следственного комитета.

При организации процессуального контроля за соблюдением следователями требований статьи 6.1 УПК России о разумном сроке уголовного судопроизводства выявлять факты неоднократного обращения с ходатайствами о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей, домашним арестом по одним и тем же основаниям, по которым давать оценку действиям и решениям следователей и их непосредственных руководителей, а также должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль.

При продлении процессуальных сроков (как в центральном аппарате, так и в следственных органах Следственного комитета) оценивать полноту производства предварительного следствия, особое внимание уделяя уголовным делам, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого, не установлены.

Давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при отсутствии оснований для отмены или изменения ранее избранной меры пресечения.

Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат Следственного комитета соответствующие материалы с заключением о законности и обоснованности продления этого срока.

Не позднее чем за 30 суток до истечения установленного срока предварительного следствия представлять в центральный аппарат Следственного комитета всеми доступными способами, в том числе факсимильной связью, постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия свыше 12 месяцев для утверждения Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителями.

Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевать в исключительных случаях. В связи с этим вопросы о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии главного следственного управления (следственного управления) Следственного комитета по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного органа.

При направлении Председателю Следственного комитета Российской Федерации постановлений о возбуждении ходатайств о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев и о продлении срока следствия свыше 12 месяцев в сопроводительных документах указывать, кем изучалось уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине, а также какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.

1.16. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел, по которым в отношении подозреваемого, обвиняемого применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, либо данные лица помещались в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в порядке, предусмотренном статьей 203 УПК России, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии либо уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено судом, либо вынесен оправдательный приговор.

В 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу на стадии досудебного производства или незамедлительно после принятия судебного решения реабилитирующего характера руководителю следственного подразделения Следственного комитета, в производстве которого находилось уголовное дело, составлять мотивированное заключение о законности задержания в качестве подозреваемого, привлечения лица в качестве обвиняемого и ареста лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям на стадии досудебного производства или принято судебное решение реабилитирующего характера.

Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета по каждому такому факту рассматривать вопрос о необходимости проведения служебной проверки обоснованности возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого и применения меры пресечения. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Не реже одного раза в полугодие проводить обобщение и анализ соблюдения законности уголовного преследования, привлечения лиц в качестве обвиняемых и применения в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам принимать необходимые организационные меры к улучшению работы следственных органов Следственного комитета.

1.17. При даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну (часть 3 статьи 183 УПК России), а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (часть 1 статьи 115 УПК России), контролировать своевременную и полную подготовку и представление следователем материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.

1.18. Организовывать и контролировать обязательное участие следователей в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также подготовку следователей для поддержания этих ходатайств в суде.

1.19. При обжаловании в порядке, предусмотренном статьей 123 УПК России, действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, процессуальное решение в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК России, принимать руководителю следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются. Не допускать принятия решения по жалобе лицом, действия которого обжалуются, либо нижестоящим должностным лицом.

При последующем обжаловании действий (бездействия) и решений, которые уже были предметом обжалования и по жалобе на которые принято решение, руководителю вышестоящего следственного органа истребовать (в том числе посредством защищенных каналов связи) у руководителя нижестоящего следственного органа мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела, на основании которых принять решение.

Заключения по материалам процессуальных проверок и уголовным делам при представлении в центральный аппарат Следственного комитета давать за подписью руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета.

1.20. Обеспечивать в соответствии с частью 5 статьи 39 УПК России объективное и полное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменных возражений следователя (нижестоящего руководителя следственного органа) на указанное требование или предложений о его исполнении. В тот же срок письменно сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления и устранении допущенных нарушений либо выносить мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое направлять прокурору, а его копию — руководителю вышестоящего следственного органа.

1.21. В случаях рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК России, обеспечивать и контролировать участие указанных должностных лиц в судебных заседаниях, а также своевременное представление в суд запрашиваемых документов.

При несогласии с решениями судов по результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб и при отсутствии мер реагирования со стороны прокурора направлять в его адрес письмо с постановкой вопроса об обжаловании указанных решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.22. Обеспечивать тщательное изучение уголовного дела при утверждении постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и принятие процессуального решения в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на основании собранных по делу доказательств.

Согласие на прекращение уголовного преследования лица (подозреваемого или обвиняемого) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, а также возможностью исправления несовершеннолетнего обвиняемого путем применения принудительных мер воспитательного характера давать только после анализа всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК России.

Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (статья 25.1 УПК России) после анализа всех обстоятельств преступления, проверяя наличие условий и оснований, предусмотренных УПК России, в особенности в части добровольности волеизъявления потерпевшего о возмещении ему ущерба и заглаживании вреда, причиненного преступлением.

1.23. В каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в том числе о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность).

Исключить принятие решений о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, без наличия письменного заключения соответствующего подразделения криминалистики о выполнении в ходе расследования уголовного дела всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

1.24. Не позднее чем за 5 суток до направления следователем участникам уголовного судопроизводства уведомления в соответствии с частью 2 статьи 215 УПК России организовывать изучение материалов уголовного дела и при необходимости давать конкретные указания о производстве отдельных следственных действий.

При необходимости выработки совместной правовой позиции инициировать перед надзирающим прокурором проведение обсуждений вопросов привлечения в качестве обвиняемого, объема обвинения и квалификации содеянного.

После составления следователем обвинительного заключения не позднее 24 часов с момента его подписания обеспечивать изучение уголовного дела для проверки полноты выполнения ранее данных указаний, отсутствия препятствий к рассмотрению дела судом и после согласования обвинительного заключения направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом руководителя следственного органа для утверждения обвинительного заключения.

В случае выявления недостатков, препятствующих направлению дела с обвинительным заключением прокурору и рассмотрению его в суде, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 39 УПК России, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

1.25. Контролировать своевременное принятие следователем к своему производству уголовного дела, возвращенного для производства дополнительного расследования. Принимать меры к устранению выявленных недостатков.

В каждом случае возвращения уголовного дела судом в порядке, предусмотренном статьей 237 УПК России, или прокурором в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 221 УПК России, совместно со следователем незамедлительно устанавливать причины допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, ставших препятствием для рассмотрения уголовного дела судом или основанием для решения прокурора о производстве дополнительного следствия, а также незамедлительно рассматривать вопрос о целесообразности обжалования решения прокурора.

При несогласии с решением прокурора незамедлительно принимать меры к его обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК России.

2. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:

обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), и не реже одного раза в полугодие анализировать состояние и результаты данной работы с принятием мер по ее совершенствованию;

обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного следствия и не реже одного раза в полугодие анализировать практику приостановления предварительного следствия с предложениями по совершенствованию следственной деятельности;

лично обеспечивать организацию процессуального контроля и выполнение задач, определенных настоящим приказом;

не реже одного раза в полугодие проводить анализ состояния работы по осуществлению процессуального контроля, по результатам которого принимать меры к совершенствованию его организации;

заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных совещаниях отчеты руководителей подчиненных подразделений о работе по контролю за процессуальной деятельностью следственных органов Следственного комитета;

систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт по обеспечению процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, регулярно проводить учебно-методические семинары по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель

Следственного комитета

Российской Федерации

генерал юстиции

Российской Федерации

А.И.БАСТРЫКИН

Тинькофф Банк