RSS
 

Комментарий к Положению «Об осуществлении наличных денежных расчетов без применения ККТ»

01 июн
No comments

Posted by Anatoly51 at 15:10

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение).

Положением разработано во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ), которым установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения тоже должен устанавливаться Правительством РФ. Осуществление наличных расчетов без применения ККТ означает, что получателям услуг должны выдаваться соответствующие бланки строгой отчетности (приравненные к кассовым чекам).

Статьей 2 упомянутого Федерального закона N 54-ФЗ перечислен исчерпывающий перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ:

продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
продажа ценных бумаг;
продажа лотерейных билетов;
продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Данный перечень практически дословно перенесен из приложения N 2 к постановлению Совета министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Само постановление формально не отменено, однако с принятием Федерального закона N 54-ФЗ фактически перестало действовать.

Пунктом 2 Положения определено, что к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся:
квитанции;
билеты;
проездные документы;
талоны, путевки;
абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее — бланки).
Пунктом 2 Постановления N 171 специально оговорено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 января 2007 г.

Ранее отдельными приказами Минфина РФ были утверждены и продолжают применяться в различных видах деятельности следующие бланки строгой отчетности:
При оказании отдельных видов бытовых услуг применяются следующие бланки строгой отчетности:
При расчетах с населением за услуги и работы по ремонту радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, ремонту и строительству жилищ, услуг по газификации, изготовлению и ремонту мебели и т.п. при наличии материальных затрат:
форма БО-1 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции».
При оформлении заказов по изготовлению, крупному и среднему ремонту обуви:
форма БО-2 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции».
При оформлении заказов в фотографиях, стирке белья, выдачи напрокат предметов почасового пользования, а также всех видов ремонтных работ, не требующих затрат материалов:
форма БО-3 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции».
В некоторых случаях форма БО-3 может быть использована при выдаче предметов напрокат.
При оформлении заказов на услуги и работы при предварительной и последующей формах оплаты по индивидуальному пошиву, обновлению и ремонту одежды, вязке трикотажных изделий, изготовлению головных уборов, меховых изделий, гранитных памятников, ремонту и строительству жилья и т.д.:
форма БО-4 «Наряд-заказ», «Квитанция».
При оформлении заказов на услуги химической чистки, крашения и ремонтные работы, выполняемые предприятиями химчистки, как при предварительной, так и последующей формах оплаты:
форма БО-5 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции».
При оформлении выдачи напрокат предметов, а также получении денег за продление срока проката, ремонт, порчу предметов проката и т.д.:
форма БО-6 «Обязательство-квитанция», «Копия обязательства-квитанции».
Для оформления услуг ломбардов при выдаче ссуды под залог вещей и драгоценностей:
форма БО-7 «Залоговый билет», «Копия залогового билета», «Опись вещей».
Для оформления услуг ломбардов при приеме вещей и драгоценностей на хранение:
форма БО-8 «Сохранная квитанция», «Копия сохранной квитанции», «Опись вещей».
Для оформления срочного и мелкого ремонта в присутствии заказчика, а также при выполнении фоторабот при договорной форме организации и стимулирования труда:
форма БО-9 «Кассовая ведомость приема выручки», «Копия кассовой ведомости приема выручки».
Форма БО-9 может быть также использована при проведении мелкого ремонта обуви, производимого в присутствии заказчика.
При оформлении индивидуальных заказов на ремонт и изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней:
форма БО-10 ДМ «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции».
Для учета услуг парикмахерских по каждому исполнителю мужского и женского залов, косметических, маникюрных и педикюрных кабинетов:
форма БО-11 (01) «Листок учета выработки», «Талон».
Широко используются бланки строгой отчетности при расчетах наличными деньгами предприятиями связи. Письмом Минфина РФ от 29 ноября 1993 г. N 16-16-84 и письмом Минфина РФ от 22 февраля 1994 г. N 16-36 утверждены следующие формы:
квитанция формы N ТГ-2 — при приеме телеграммы;
квитанция формы N 47 — при оплате прочих услуг связи;
квитанция формы N 1 — при приеме отправлений наложенным платежом с объявленной ценностью;
тетрадь N 00142 — для записи принимаемых переводов;
форма N МТФ-4 — при расчетах за междугородные переговоры;
акт-квитанция формы N ТФ-2/22 — при приеме денег за выполненные работы по ремонту телефонных аппаратов;
форма N МТФ-2 — при приеме денег за наличный расчет за междугородный телефонный разговор с переговорного пункта.
В общественном питании используются следующие бланки строгой отчетности, утвержденные письмом Минфина РФ от 20 декабря 1993 г. N 16-31:
абонементная книжка для расчетов за питание учащихся между школой и столовой. Посредством этой книжки, в частности, могут предоставляться услуги по обеспечению питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
счет (официанта в ресторанах и других аналогичных предприятиях общественного питания). Данная форма, хотя и является бланком строгой отчетности, без ККМ не применяется — сумма счета должна соответствовать чекам, пробитым официантом через контрольно-кассовую машину;
абонемент на получение питания в столовой при производственном предприятии или учреждении.

В муниципальном хозяйстве:
квитанция за парковку автомобилей, утвержденная письмом Минфина РФ от 24 февраля 1994 г. N 16-38.
На предприятиях Центросоюза РФ используются формы, утвержденные письмом Минфина РФ от 24 февраля 1994 г. N 16-39:
документы (квитанции на прием выручки от продавца — форма N 031;
ведомость принятой выручки от продавца — форма N 032;
приходный кассовый ордер — форма N КО-1;
расходный кассовый ордер — форма N КО-2.
Только в Центре реабилитации неслышащих применяется бланк, утвержденный письмом Минфина РФ от 24 февраля 1994 г. N 16-40, квитанция на выполнение гарантийных и платных работ по ремонту слуховых аппаратов для использования Центром.
В сбытовых организациях Минтопэнерго РФ используется форма, утвержденная письмом Минфина РФ от 21 марта 1994 г. N 16-49 квитанция форма N 5-ТС на оплату и отпуск топлива, товаров, услуг населению.
Страховыми организациями используются следующие формы, утвержденные письмом Минфина РФ от 16 июня 1994 N 16-30-6:
квитанция на получение страхового взноса;
квитанция формы о приеме платежа по имущественным видам страхования;
квитанция формы N 212 о приеме взносов (платежей) по долгосрочным видам страхования.
Транспортными организациями используются квитанции, утвержденные письмом Минфина РФ от 16 июня 1994 г. N 16-30-64:
квитанция разных сборов;
заказ-квитанция.
Кроме того, письмом Минфина РФ от 23 октября 1996 г. N 16-00-30-58 утверждены образцы билетов на проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования Российской Федерации как бланки строгой отчетности. Письмом Минфина РФ от 13 октября 2004 г. N 07-05-24/22 разъяснено, что указанные бланки (контрольные билеты (рулонные)) при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси применяться не могут — должна применяться контрольно-кассовая техника.
Туристическими организациями используются два вида туристских путевок, утвержденные письмом Минфина РФ от 16 июня 1994 г. N 16-30-65.
При оказании услуг по международному туризму используется форма N ТУР-1, утвержденная письмом Минфина РФ от 26 марта 1996 г. N 16-00-30-19.
В организациях лесного хозяйства для расчетов с населением используются:
квитанция, выдаваемая заказчику, форма которой утверждена письмом Минфина РФ от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35;
путевка на право охоты и рыбной ловли, утвержденная письмом Минфина РФ от 14 апреля 1995 г. N 16-00-30-30.
Организациями ветеринарной службы могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККМ, как бланки строгой отчетности утвержденные письмом Минфина РФ от 26 мая 1995 г. N 16-00-30-46 квитанции:
формы N 1 вет-фин — для оплаты ветеринарных услуг;
формы N 2 вет-фин — для оплаты ветэкспертизы.
Организациями и учреждениями Министерства культуры РФ используется квитанция, выдаваемая заказчику, форма которой утверждена письмом Минфина РФ от 10 мая 1995 г. N 16-00-30-37. Кроме того, приказом Минфина РФ от 25 февраля 2000 г. N 20н утверждены следующие бланки строгой отчетности:
экскурсионная путевка;
абонемент;
билет.
Судебно-экспертными учреждениями Минюста РФ заказчику выдается квитанция по форме, утвержденной письмом Минфина РФ от 11 мая 1995 г. N 16-00-30-38.
Организациями и учреждениями Минздравсоцразвития РФ при расчетах с заказчиками используется квитанция по форме, утвержденной письмом Минфина РФ от 11 мая 1995 г. N 16-00-30-39.
Организации и учреждения санитарно-эпидемиологического надзора РФ при расчетах с заказчиками используют квитанцию по форме, утвержденной письмом Минфина РФ от 11 мая 1995 г. N 16-00-30-40.
Организациями и учреждениями Росстатагентства используется квитанция по форме, утвержденной письмом Минфина РФ от 11 мая 1995 г. N 16-00-30-41.
При выполнении работ и оказании услуг организациями и учреждениями Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя РФ могут использоваться квитанции по форме, утвержденной письмом Минфина РФ от 25 мая 1995 г. N 16-00-30-45.
Минфин РФ письмами от 29 мая 1998 г. N 16-00-27-23 и от 8 июля 1998 N 16-00-27-34 утвердил формы перевозочных документов, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением для учета денежных средств без применения ККМ на воздушном и железнодорожном транспорте, в качестве бланков строгой отчетности. Статус письма от 29 мая 1998 г. в отношении форм, подлежащих использованию на воздушном транспорте, в настоящее время неясен — действие письма по этим видам перевозок было ограничено 1 января 1999 г. В настоящее время новые формы не утверждены.
На железнодорожном транспорте используются следующие формы перевозочных документов:
квитанция разных сборов формы РС-97;
квитанция разных сборов формы РС-97м;
штрафная квитанция формы ЛУ-10;
проездной документ на одно лицо формы ЛУ-111д;
проездной документ на группу лиц формы ЛУ-111дг;
льготный проездной документ на одно лицо формы ЛУ-111дл;
льготный проездной документ на группу лиц формы ЛУ-111дс;
детский проездной документ на одно лицо формы ЛУ-111дд;
детский льготный проездной документ на одно лицо формы ЛУ-111длд;
пригородный билет для группового и льготного проезда формы ЛУ-97п;
пригородный билет для группового и льготного проезда формы ЛУ-97пг;
абонементный билет формы ЛУ-97па.
Приказом Минфина РФ от 10 декабря 1999 г. N 90н утверждены следующие бланки строгой отчетности для использования организациями, оказывающими санаторно-курортные и оздоровительные услуги:
«Санаторно-курортная путевка»;
форма N 1 «Путевка» (в детское оздоровительное учреждение);
форма N 2 «Путевка» (в оздоровительное учреждение);
форма N 3 «Курсовка».
Особо обращаем внимание на то, что бланки строгой отчетности могут применяться только при расчетах за соответствующие виды услуг. Если речь идет о продажах товаров (имущества, имеющего материально-вещественную форму), в любом случае должна применяться ККТ.
Пунктом 3 Положения установлен порядок утверждения новых форм бланков строгой отчетности. Данные положения имеют значение для заинтересованных органов государственной власти и иных организаций, уполномоченных обращаться в Минфин РФ за утверждением бланков. Перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать форма бланка, определен пунктами 5-7 Положения.
В соответствии с пунктом 4 Положения при заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем одной копии (с использованием копировальной или самокопировальной бумаги) либо бланк должен иметь отрывные части. На практике более рациональным представляется оформление двух копий бланка — первый экземпляр (или первая копия) передается заказчику, первая копия (или первый экземпляр) подшивается вместе с текущими оправдательными документами, вторая копия (корешок) хранится для последующего контроля.
Для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.
Сравнительно новой является норма пункта 12 Положения, которой фактически ограничивается срок действия каждой вновь утверждаемой формы бланка строгой отчетности. При необходимости срок действия формы бланка может быть продлен, но для этого необходимо повторное обращение заинтересованного органа государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг, при условии, что указанная форма бланка соответствует требованиям, действующим на момент подачи такого обращения.
Весьма существенной, по нашему мнению, является норма пункта 13, которой закреплено, что документы, оформленные на бланках, являются первичными учетными документами (кроме бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования). Из этого, в частности, следует, что в общем случае для оформления бухгалтерских проводок по операциям, оформленным бланками строгой отчетности, составления дополнительных сводных документов не требуется.
Общие требования по заполнению бланков строгой отчетности, организации их хранения, выдачи и списания определены пунктами 14-23 Положения. Принципиально новых (по сравнению с ранее действовавшими) требований не введено.
Следует обратить внимание на положение пункта 24 Положения, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт используют контрольно-кассовую технику. То есть использование бланков, не утвержденных Минфином РФ, без выдачи кассового чека будет квалифицироваться как нарушение порядка ведения кассовых операций со всеми вытекающими последствиями.
Пунктом 25 Положения подробно детализирован порядок обращения с бланками строгой отчетности при осуществлении расчетов наличными денежными средствами.
Пункт 26 Положения допускает осуществление смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая — с использованием платежной карты. При этом выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.
Напомним, что в бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке. При этом бланки, имеющие номинальную стоимость (например, билеты, талоны и абонементы), учитываются по номинальной стоимости.

П.С. Орлов «Консультант бухгалтера», N 6, июнь 2005 г.

Тинькофф Банк